По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 21.05.2015 N 4-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А.А.Косуровой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. № 4-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
А.А.КОСУРОВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И
СВОБОД ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 30 ИЮНЯ 2011 ГОДА № 33-ЗРТ "О ПОРЯДКЕ И
УСЛОВИЯХ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЯ "ВЕТЕРАН ТРУДА"

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.Р.Шакараева, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки А.А.Косуровой,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 25 марта 2015 года обратилась гражданка А.А.Косурова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Согласно оспариваемой норме под ведомственными знаками отличия в труде в данном Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций; перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Как следует из содержания жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка А.А.Косурова обратилась в отдел социальной защиты в Советском районе Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании города Казани с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", так как у нее имеется необходимый для этого трудовой стаж, а также награды - значки "Ударник-73" и ЦК ВЛКСМ "Молодой передовик производства". Однако заявительнице было отказано в присвоении указанного звания, поскольку Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (далее - ВЛКСМ) являлся общественной организацией, не участвовавшей в осуществлении государственных (ведомственных) функций, и учрежденные им награды не могут служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Не согласившись с отказом, гражданка А.А.Косурова обратилась в Ново-Савиновский районный суд города Казани, который решением от 25 декабря 2014 года, оставленным в силе Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 12 марта 2015 года, отказал ей в удовлетворении исковых требований о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
По мнению заявительницы, признание ВЛКСМ общественной организацией, не участвовавшей в осуществлении государственных (ведомственных) функций, не является правомерным. В качестве обоснования своей позиции гражданка А.А.Косурова ссылается на положения Устава ВЛКСМ, принятого XIV съездом ВЛКСМ, с изменениями, внесенными XV, XVII и XVIII съездами ВЛКСМ, согласно которым ВЛКСМ наряду с осуществлением иной деятельности участвует в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, пользуется правом законодательной инициативы в лице своего общесоюзного и республиканских органов.
Заявительница также отмечает, что в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденном приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года № 481 "Об утверждении Перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан", упоминаются нагрудные знаки и знаки отличия, которые ранее выдавались Центральным комитетом ВЛКСМ ("Победитель социалистического соревнования... года" Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а также "Ударник... пятилетки" Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ).
В этой связи гражданка А.А.Косурова считает, что неопределенность в содержании оспариваемой нормы приводит к тому, что в одних случаях ВЛКСМ признается организацией, осуществлявшей государственные (ведомственные) функции, а в других случаях нет. Тем самым заявительница делает вывод, что реализация Закона Республики Татарстан ставится в зависимость от усмотрения конкретного правоприменителя, что не может служить условием единообразного применения обжалуемой нормы и в итоге влечет нарушение ее права на присвоение звания "Ветеран труда".
Кроме того, заявительница указывает, что согласно примечанию к Перечню ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, данный Перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в том числе и теми знаками отличия, которыми она была награждена.
На основании изложенного гражданка А.А.Косурова просит признать часть 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" не соответствующей статьям 13, 28, 29 (часть первая), 54 (части первая и вторая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. Оспариваемые заявительницей положения части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" уже являлись предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан в связи с жалобой гражданки Ф.Я.Суфияровой. Согласно содержащейся в постановлении от 25 марта 2014 года № 58-П правовой позиции Конституционного суда Республики Татарстан установление в части 2 статьи 1 оспариваемого Закона Республики Татарстан условия об отнесении к ведомственным знакам отличия в труде наград центральных органов только тех общественных объединений и организаций, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, производно от публично-правовой природы отношений, связанных с присвоением звания "Ветеран труда", поскольку присвоение лицу данного звания влечет возникновение обязанности соответствующего государственного органа по предоставлению ветерану труда мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств бюджета. Тем самым установленное республиканским законодателем условие отнесения наград центральных органов общественных объединений и организаций к числу ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых для присвоения звания "Ветеран труда", не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку данное условие основано на учете объективно существующих различий между общественными объединениями и организациями, вносящими (вносившими) свой вклад в осуществление государственных (ведомственных) функций, и теми из них, которые не участвуют (не участвовали) в данной деятельности. При этом Конституционный суд Республики Татарстан на основе анализа оспариваемой нормы и находящихся с ней в нормативном единстве положений иных нормативных правовых актов указал, что правомочие на участие в осуществлении общественными объединениями и организациями государственных (ведомственных) функций должно быть закреплено не только в уставах этих общественных объединений и организаций, но и в нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти и определяющих статус соответствующих общественных объединений и организаций.
Таким образом, указанное постановление Конституционного суда Республики Татарстан и сформулированные в нем на основе конституционно-правового истолкования содержания и смысла оспариваемых норм правовые позиции сохраняют свою силу, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" является основанием для отказа в принятии к рассмотрению обращения по тому же предмету.
Кроме того, из материалов дела следует, что, требуя признать оспариваемую норму не соответствующей Конституции Республики Татарстан, заявительница фактически ставит вопрос об отнесении ВЛКСМ к числу общественных организаций, участвовавших в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан. Однако порядок и условия отнесения государственных и иных органов к перечню органов, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", как и сам перечень указанных органов, регламентируются не обжалуемыми нормами Закона Республики Татарстан, а иными нормативными правовыми актами, которые в жалобе не оспариваются. Разрешение же поставленного гражданкой А.А.Косуровой вопроса о дополнении Перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденного приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года № 481, наградами ВЛКСМ, в частности имеющимися у заявительницы значками "Ударник-73" и ЦК ВЛКСМ "Молодой передовик производства", не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1 и 3 части первой статьи 46, частями первой и пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72 и 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А.А.Косуровой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ "О Порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", поскольку по предмету обращения Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, а разрешение иных поставленных в ней вопросов неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего определения направить гражданке А.А.Косуровой и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------