По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 18.05.2015 N 3-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.Н.Рудницкой на нарушение ее конституционных прав и свобод частями 2 и 6 статьи 47 Семейного кодекса Республики Татарстан и статьей 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года N 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. № 3-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
Т.Н.РУДНИЦКОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И
СВОБОД ЧАСТЯМИ 2 И 6 СТАТЬИ 47 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И СТАТЬЕЙ 5 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА № 8-ЗРТ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А.Хамматовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Т.Н.Рудницкой,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Т.Н.Рудницкая с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частями 2 и 6 статьи 47 Семейного кодекса Республики Татарстан и статьей 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан".
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 октября 2011 года был установлен и определен порядок общения гражданки Т.Н.Рудницкой с несовершеннолетней внучкой по месту жительства заявительницы. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 14 ноября 2011 года указанное решение было оставлено без изменения. Определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 20 ноября 2014 года были изменены порядок и способ исполнения решения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 17 октября 2011 года и определено, что общение бабушки - гражданки Т.Н.Рудницкой с внучкой должно проходить в квартире по месту жительства ребенка.
Как указывает заявительница, требования судебного пристава-исполнителя к родителям ребенка об исполнении решения суда в установленном порядке не выполняются и она не может общаться со своей несовершеннолетней внучкой. В связи с этим гражданка Т.Н.Рудницкая обращалась с заявлением о содействии в разрешении сложившейся ситуации в различные инстанции, в том числе в отдел опеки и попечительства Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани. Однако, как следует из ответов на ее обращения, осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов согласно законодательству не относится к их компетенции.
Оспариваемыми нормами статьи 47 Семейного кодекса Республики Татарстан установлено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, - органом опеки и попечительства, прокурором и судом (часть 2); должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка; при получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (часть 6).
Обжалуемой статьей 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" определены функции органов опеки и попечительства.
Гражданка Т.Н.Рудницкая отмечает, что установленное оспариваемыми положениями регулирование приводит к нарушению как ее законных прав и интересов, так и ее внучки, поскольку не устанавливает механизм согласованного взаимодействия органов опеки и попечительства и службы судебных приставов, направленного на обеспечение исполнения судебных актов, вынесенных в отношении несовершеннолетних лиц. Заявительница также считает неправомерным отсутствие у органов опеки и попечительства функции по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, вынесенных в отношении несовершеннолетних лиц, так как, по ее мнению, указанный орган исходя из своего целевого предназначения должен содействовать исполнению родителями ребенка судебного решения и способствовать реализации положений статьи 58 Семейного кодекса Республики Татарстан, предусматривающих право бабушки на общение с внучкой.
Таким образом, заявительница указывает, что части 2 и 6 статьи 47 Семейного кодекса Республики Татарстан и статья 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" нарушают ее конституционные права и просит признать их не соответствующими статьям 38 (части первая, третья и четвертая), 40 (часть первая), 60 Конституции Республики Татарстан.
2. Семейное законодательство в силу пункта 2 статьи 3 Семейного кодекса Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации, при этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать указанному Кодексу.
Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом (пункт 1); должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка; при получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (пункт 3).
Оспариваемые нормы Семейного кодекса Республики Татарстан по своему содержанию и правовому смыслу аналогичны указанным положениям Семейного кодекса Российской Федерации и не устанавливают собственного правового регулирования, отличающегося от требований, закрепленных названными нормами федерального законодательства. Из этого следует, что проверка конституционности частей 2 и 6 статьи 47 Семейного кодекса Республики Татарстан фактически означала бы оценку указанных норм Семейного кодекса Российской Федерации на их соответствие Конституции Республики Татарстан, что в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
Относительно доводов заявительницы о несоответствии статьи 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" Конституции Республики Татарстан необходимо указать следующее.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определены полномочия органов опеки и попечительства, при этом частью 2 данной статьи установлено, что полномочия органов опеки и попечительства могут быть предусмотрены в том числе и законами субъектов Российской Федерации.
На основании указанных норм федерального законодательства, в целях защиты прав и законных интересов граждан статьей 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" установлены функции органов опеки и попечительства. При этом ни федеральным, ни республиканским законодательством функции по принудительному исполнению судебных актов к полномочиям органов опеки и попечительства не отнесены.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 49-ФЗ) возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Следовательно, статья 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" не содержит неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан. По смыслу пункта 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Татарстан обжалуемые заявителем нормы, отсутствие же такой неопределенности влечет отказ в принятии обращения к рассмотрению.
Кроме этого, требуя признать части 2 и 6 статьи 47 Семейного кодекса Республики Татарстан и статью 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" не соответствующими Конституции Республики Татарстан, гражданка Т.Н.Рудницкая фактически ставит перед Конституционным судом Республики Татарстан вопрос о необходимости установления механизма взаимодействия органов опеки и попечительства и службы судебных приставов по вопросам исполнения судебных актов, вынесенных в отношении несовершеннолетних лиц, а также о наделении органов опеки и попечительства функциями по принудительному исполнению таких актов. Между тем разрешение поставленных заявительницей вопросов предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что входит в компетенцию законодателя и не относится к полномочиям Конституционного суда Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.Н.Рудницкой на нарушение ее конституционных прав и свобод частями 2 и 6 статьи 47 Семейного кодекса Республики Татарстан и статьей 5 Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года № 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан", поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой, а разрешение поставленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего определения направить гражданке Т.Н.Рудницкой и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------