По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 19.03.2015 N 61-П "По делу о проверке конституционности Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года N 63, Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года N 691, пунктов 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года N 265, в связи с жалобой гражданина И.В.Авдеева"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. № 61-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА
ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСКА АЛЬМЕТЬЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, УТВЕРЖДЕННЫХ
РЕШЕНИЕМ АЛЬМЕТЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА АЛЬМЕТЬЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 30 МАЯ 2012 ГОДА № 63, ПОЛОЖЕНИЯ О КОМПЕНСАЦИИ
МАТЕРИАЛЬНОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТЯЖЕЛОВЕСНЫМИ
ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
КОМИТЕТА АЛЬМЕТЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА № 691, ПУНКТОВ 1 И 2 ПОЛОЖЕНИЯ
О ДВИЖЕНИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ СОВЕТА АЛЬМЕТЬЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОТ 5 АВГУСТА 2008 ГОДА № 265,
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА И.В.АВДЕЕВА

Конституционный суд Республики Татарстан в составе председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, пунктов 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина И.В.Авдеева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Татарстан оспариваемые заявителем нормативные правовые акты как в целом по порядку их опубликования, так и по содержанию отдельных норм.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.В.Кузьминой, объяснения представителей органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, - главного специалиста юридического отдела аппарата Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан А.А.Киямовой, начальника Правового управления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Ф.Х.Шайхуловой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Е.В.Кириллова, от Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н.Олоновой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С.Каминского, от председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Р.Р.Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан К.А.Карпухина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин И.В.Авдеев с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод Правилами благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденными решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, Положением о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденным постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, пунктами 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, постановлением административной комиссии при Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 21 августа 2013 года гражданин И.В.Авдеев на основании части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере двух тысяч рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении проезда на тяжеловесном транспортном средстве без специального разрешения-пропуска в нарушение пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63.
Гражданин И.В.Авдеев считает, что был привлечен к административной ответственности на основании не опубликованных официально нормативных правовых актов, поскольку в официальном печатном издании для опубликования муниципальных правовых актов города Альметьевска Альметьевского муниципального района - газете "Знамя труда" от 6 июня 2012 года № 43 - было опубликовано только решение Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63 без утвержденных им Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Сами же Правила, а также Положение о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, не были опубликованы официально.
В этой связи гражданин И.В.Авдеев просит Конституционный суд Республики Татарстан признать оспариваемые нормативные правовые акты в целом не соответствующими статье 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Кроме того, гражданин И.В.Авдеев полагает, что абзац шестнадцатый пункта 6.7 указанных Правил, пункты 1.1, 1.4, 1.5, 1.6 и таблица № 2 названного Положения, а также пункты 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, противоречат по своему содержанию Конституции Республики Татарстан и нарушают его конституционные права и свободы.
Согласно абзацу шестнадцатому пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан запрещается в частности проезд тяжеловесных транспортных средств без специального разрешения-пропуска.
Оспариваемые взаимосвязанные пункты 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования устанавливают, что владельцы и пользователи транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, возмещают вред, причиняемый такими транспортными средствами муниципальным автомобильным дорогам города Альметьевска общего пользования; с целью возмещения указанного вреда вводятся специальные разрешения-пропуска по форме, утвержденной Исполнительным комитетом района.
Обжалуемые нормы Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, предусматривают, что плата взимается с грузового автотранспорта и автобусов, имеющих нагрузку от 3,0 тонны и более, с соответствующими коэффициентами: снижения, если нагрузка менее 10,0 тонны, и увеличения, если нагрузка более 10,0 тонны. В таблице № 1 представлены указанные коэффициенты (пункт 1.1); данное Положение устанавливает размер и порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки в черте города Альметьевска (пункт 1.4); передвижение грузовых и транспортных средств по улично-дорожной сети города Альметьевска осуществляется только на основании специальных разрешений, выдаваемых органами, уполномоченными Исполнительным комитетом города Альметьевска (пункт 1.5); разрешение на проезд по улично-дорожной сети города выдается только при предъявлении копии платежного документа о внесении платы за проезд (пункт 1.6). Таблица № 2 к данному Положению устанавливает стоимость пропуска в зависимости от грузоподъемности транспортного средства.
Гражданин И.В.Авдеев в своей жалобе указывает, что административная ответственность за перевозку тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, уже установлена частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как полагает заявитель, предусмотренное оспариваемым положением Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан правовое регулирование приводит к нарушению его конституционных прав, поскольку позволяет назначать два административных наказания за совершение одного и того же правонарушения (в соответствии с КоАП Российской Федерации и в соответствии с КоАП Республики Татарстан).
Гражданин И.В.Авдеев отмечает, что специальное разрешение-пропуск, без которого запрещен проезд на тяжеловесном транспортном средстве в черте города Альметьевска, введено постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691 "О мерах по контролю за движением автотранспортных средств в Альметьевском муниципальном районе", принятым в соответствии с решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265 "О Положении о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования". Как считает заявитель, установленное обжалуемыми нормативными положениями регулирование выходит за рамки полномочий Совета Альметьевского муниципального района и Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района.
По его мнению, оспариваемые нормы Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, содержат неточности в определении тяжеловесных транспортных средств, позволяющие в одном случае исходить из грузоподъемности транспортного средства, а в другом - из осевой нагрузки, и тем самым одно и то же действие в одном случае считать правонарушением, а в другом нет.
На основании изложенного гражданин И.В.Авдеев просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзац шестнадцатый пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, пункты 1.1, 1.4, 1.5, 1.6 и таблицу № 2 Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, а также пункты 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, не соответствующими статьям 27 (часть первая), 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 49 и 58 Конституции Республики Татарстан, устанавливающим, что в Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от социального и имущественного положения, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; право частной собственности охраняется законом; перечисление в Конституции Республики Татарстан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. В силу статьи 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба на нарушение законом или иным нормативным правовым актом Республики Татарстан конституционных прав и свобод считается допустимой, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан и если закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.
Ссылки на Положение о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования и на Положение о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, в постановлении административной комиссии при Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, вынесенном в отношении гражданина И.В.Авдеева, отсутствуют. Однако в правовом регулировании административной ответственности за проезд тяжеловесных транспортных средств без специального разрешения-пропуска оспариваемые положения данных нормативных правовых актов находятся в неразрывном единстве с положением абзаца шестнадцатого пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и статьей 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, а значит, были опосредованно применены в его административном деле.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются:
Правила благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, и Положение о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, - в целом по порядку их опубликования;
положение абзаца шестнадцатого пункта 6.7 указанных Правил, предусматривающее запрет на проезд тяжеловесных транспортных средств без специального разрешения-пропуска в черте города Альметьевска, пункты 1.1, 1.4, 1.5, 1.6 и таблица № 2 названного Положения, а также пункты 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, - по их содержанию.
2. В силу пункта 3 части первой статьи 83 и статьи 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан устанавливает соответствие Конституции Республики Татарстан законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, в том числе по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод, по порядку принятия, издания, подписания, опубликования или введения в действие.
В соответствии со статьей 24 (часть третья) Конституции Республики Татарстан и статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Конституционный суд Республики Татарстан неоднократно отмечал, что данное конституционное предписание является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина и носит императивный характер (постановления от 7 марта 2006 года № 19-П и от 21 февраля 2012 года № 47-П).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, требование обнародования нормативного правового акта от имени государства компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, на основе которого устанавливаются отношения государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный нормативный правовой акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании. Только в этом случае на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Неопределенность же относительно того, действует или не действует нормативный правовой акт, не может обеспечить единообразие в его соблюдении, исполнении и применении и, следовательно, порождает противоречивую правоприменительную практику, создает возможность злоупотреблений и произвола, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, ведет к нарушению принципов равенства и верховенства права (постановление от 27 марта 2012 года № 8-П).
Поскольку на основании оспариваемых заявителем по порядку опубликования Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, решается вопрос о привлечении лица к административной ответственности и они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе конституционное право частной собственности, данные нормативные правовые акты подлежали обязательному официальному опубликованию в установленном порядке.
Из содержания частей 2 и 3 статьи 47 в их взаимосвязи с пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и не содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, могут быть признаны опубликованными официально для всеобщего сведения только при условии опубликования их полного текста в порядке, установленном уставом соответствующего муниципального образования, которым должны определяться в том числе виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу правовых актов города Альметьевска Альметьевского муниципального района регулируется Уставом муниципального образования "город Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", принятым решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 22 сентября 2011 года № 37. Согласно частям 3, 5 и 9 статьи 72 данного Устава муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); нормативные правовые акты Совета города должны быть официально подписаны и опубликованы в течение 10 дней, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом; официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством:
- опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления города, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории города. При опубликовании текста правового акта в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;
- рассылки (раздачи) в централизованном порядке текста правового акта гражданам, в том числе в виде специального печатного издания;
- размещения текста правового акта на специальных информационных стендах на территории города. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются Советом города и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта населением города. Печатные издания, имеющие статус официальных источников опубликования актов Совета города, определяются решением Совета города.
Устав муниципального образования "Альметьевский муниципальный район" Республики Татарстан, принятый решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 5 декабря 2005 года № 17 (в редакции решения Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 5 августа 2008 года № 258), которым на момент принятия постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691 "Об утверждении Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования" регулировался порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу правовых актов Альметьевского муниципального района, а также действующий Устав муниципального образования "Альметьевский муниципальный район Республики Татарстан", принятый решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 22 сентября 2011 года № 116, закрепляют аналогичные способы опубликования (обнародования) правовых актов Альметьевского муниципального района.
Решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 31 октября 2008 года № 64 "Об официальных печатных изданиях для опубликования муниципальных правовых актов" и решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 31 октября 2008 года № 270 "Об официальных печатных изданиях для опубликования муниципальных правовых актов" официальными печатными изданиями для опубликования правовых актов города Альметьевска и Альметьевского муниципального района были определены газеты "Знамя труда" и "Элмэт таннары", а также газета "Яшьлэр заманы", позднее переименованная в "Альметьевский вестник".
Как следует из материалов дела, решение Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63 "О Правилах благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" было официально опубликовано в газете "Знамя труда" от 6 июня 2012 года № 43 со ссылкой на размещение самих Правил на официальном сайте Альметьевского муниципального района и города Альметьевска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На этом же Интернет-сайте было размещено и Положение о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691.
Между тем опубликование решения Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63 без утвержденных им Правил со ссылкой на их размещение на официальном сайте Альметьевского муниципального района и города Альметьевска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет представляет собой информирование граждан лишь о принятии указанных Правил, а не об их содержании. Размещение же указанных Правил и Положения на этом Интернет-сайте, не относящемся к печатным средствам массовой информации, распространяемым на территории города Альметьевска и Альметьевского муниципального района, не является нормативно закрепленной формой их официального опубликования, а значит, не может в полной мере выполнить функцию доведения их содержания до сведения граждан. В противном случае допускалась бы возможность требования органами местного самоуправления исполнения установленных ими предписаний при несоблюдении данными органами требований законодательства к опубликованию нормативных правовых актов, содержащих указанные предписания, что несовместимо с конституционными принципами правового государства, гласности, верховенства права, равенства и справедливости.
Такого же подхода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, который в одном из своих решений указал, что отсутствие официального опубликования временно применяемых международных договоров Российской Федерации не может быть надлежащим образом восполнено доведением их содержания до сведения граждан Российской Федерации и других заинтересованных лиц иными способами, в частности размещением текста Соглашения, примененного в отношении заявителя, на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза, которое хотя и направлено на информирование заинтересованных лиц о заключении данного международного договора Российской Федерации, однако не может компенсировать отсутствие надлежащего официального опубликования его текста (постановление от 27 марта 2012 года № 8-П). Исходя из конституционной обязанности Российской Федерации рассматривать заключенные ею международные договоры в качестве составной части своей правовой системы (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации), указанная правовая позиция является универсальной и распространяется на иные нормативные акты правовой системы Российской Федерации.
Таким образом, Правила благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, а также Положение о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, в полном объеме не соответствуют Конституции Республики Татарстан, ее статье 24 (часть третья), поскольку они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Вместе с тем, учитывая объективные изменения в информационном пространстве, Конституционный суд Республики Татарстан не ставит под сомнение саму возможность официального опубликования муниципальных правовых актов на соответствующих официальных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В качестве указанных ресурсов могут выступать как официальные сайты муниципальных образований и их органов местного самоуправления, так и Интернет-порталы, предназначенные для размещения официальной правовой информации, как, например, официальный портал правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU). Однако такой способ опубликования является официальным только в том случае, если это прямо предусмотрено уставами муниципальных образований.
3. Признание Конституционным судом Республики Татарстан указанных Правил и Положения в полном объеме не соответствующими Конституции Республики Татарстан, ее статье 24 (часть третья), в связи с неопубликованием для всеобщего сведения в установленном порядке означает, что данные нормативные правовые акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
По смыслу статей 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" проверка конституционности нормативных правовых актов по содержанию норм допустима при условии, что в обращении оспариваются вступившие в силу нормативные положения.
Следовательно, жалоба гражданина И.В.Авдеева на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца шестнадцатого пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, а также пунктами 1.1, 1.4, 1.5, 1.6 и таблицей № 2 Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, не является допустимой, и в силу статьи 63 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" производство по настоящему делу в указанной части подлежит прекращению.
4. Оспариваемые заявителем правовые нормы пунктов 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, затрагивают вопросы дорожной деятельности. В соответствии со статьями 10 и 116 (часть первая) Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и обеспечивает решение населением вопросов местного значения. Такие же положения закреплены и в статьях 12 и 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения поселения (пункт 5 части 1 статьи 14). Аналогичные положения содержатся в пункте 5 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Законом Республики Татарстан от 12 декабря 2005 года № 124-ЗРТ "О порядке решения вопросов местного значения во вновь образованных поселениях в Республике Татарстан" указанные вопросы местного значения поселения, а также полномочия по их решению с 1 января 2006 года были закреплены в том числе за Альметьевским муниципальным районом и его органами местного самоуправления (статьи 2 и 5). Данный Закон вступил в силу с 1 января 2006 года и утратил силу с 1 января 2009 года (статья 9).
Следовательно, на момент принятия решения от 5 августа 2008 года № 265 "О Положении о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования" Совет Альметьевского муниципального района обладал полномочиями на принятие нормативных правовых актов по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Альметьевска, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.1. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из положений части 1 статьи 27, пункта 1 статьи 28 и части 1 статьи 29 в их взаимосвязи со статьей 31 данного Федерального закона следует, что пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств и перевозку грузов по автомобильным дорогам общего пользования, за исключением случаев, установленных этим же Федеральным законом, к которым относится и запрет на осуществление перевозок по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Статьей 31 указанного Федерального закона установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядка определения размера такого вреда отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации (часть 8), к полномочиям же органов местного самоуправления отнесены выдача такого специального разрешения в случаях, предусмотренных данной статьей, и определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения (часть 6 и пункт 3 части 9).
Тем самым право пользователей автомобильными дорогами на осуществление бесплатного проезда транспортных средств может быть ограничено только в соответствии с федеральным законодательством. Требование о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, также допустимо лишь в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и с использованием для этих целей специального разрешения, предусмотренного данным Федеральным законом.
При этом основания для возмещения указанного вреда и, следовательно, для получения специального разрешения на движение на таком транспортном средстве определены на федеральном уровне. Так, согласно пункту 2 части 3 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется возмещение вреда, причиняемого таким транспортным средством, владельцем этого транспортного средства.
Обязанность возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по муниципальным автомобильным дорогам города Альметьевска общего пользования, предусмотрена оспариваемыми заявителем пунктами 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265. Причем эта обязанность возложена как на владельцев, так и на пользователей данных транспортных средств, то есть оспариваемые нормы по своему буквальному содержанию позволяют требовать возмещения указанного вреда, а также привлекать к административной ответственности за неисполнение этого требования в том числе лиц, управляющих тяжеловесным транспортным средством в силу исполнения трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с владельцем транспортного средства.
Кроме того, оспариваемыми положениями предусмотрено, что с целью возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам города Альметьевска общего пользования, вводятся специальные разрешения-пропуска по форме, утвержденной Исполнительным комитетом района.
Однако на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта подлежала применению в части, не противоречащей федеральному законодательству, Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года (в редакции приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22 января 2004 года № 8), в соответствии с которой перевозка по дорогам тяжеловесных грузов осуществлялась только на основании специальных разрешений, выдаваемых по форме, приведенной в приложении 2 к данной Инструкции (пункт 1.4).
Согласно действующему Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 года № 258, специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, выдается владельцу транспортного средства или его представителю согласно образцу приложения № 1 к данному Порядку (пункт 3).
Следовательно, Совет Альметьевского муниципального района, предусмотрев возмещение вреда владельцами и пользователями указанных транспортных средств и введение для этой цели специальных разрешений-пропусков по форме, утвержденной Исполнительным комитетом района, допустил взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам города Альметьевска общего пользования, отличной от той, которая установлена Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Введение оспариваемыми нормами требования о возмещении вреда, отличного от предусмотренного федеральным законодательством, подтверждается и запретом на проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения-пропуска, несоблюдение которого влечет административную ответственность на основании статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, установленным первоначально решением Совета Альметьевского района от 5 августа 2008 года № 261 "О внесении изменений и дополнений в Правила благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан".
Впоследствии органами местного самоуправления Альметьевского муниципального района было установлено и правовое регулирование, обеспечивающее возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения города Альметьевска, предусмотренное статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района постановлением от 24 июня 2011 года № 2482 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Альметьевска" утвердил показатели размера такого вреда при превышении значений, определенных пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934. Стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам города Альметьевска транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, были установлены Административным регламентом, утвержденным постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 29 июня 2011 года № 2609, а после того как он утратил силу - соответствующими административными регламентами. Перевозка тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам города Альметьевска без указанного специального разрешения влечет административную ответственность в соответствии со статьей 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Из Реестра муниципальных услуг Альметьевского муниципального района, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 31 октября 2012 года № 3772, следует, что специальное разрешение, предусмотренное Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выдается муниципальным унитарным предприятием "Городское управление автомобильных дорог", а специальное разрешение, введение которого установлено оспариваемым заявителем Положением, выдается муниципальным бюджетным учреждением "Департамент экологии и природопользования" (пункты 16 и 50).
Таким образом, в целях возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам города Альметьевска общего пользования, с владельцев указанных транспортных средств взимаются две платы.
4.2. Предусмотренная оспариваемыми нормами плата носит постоянный и обязательный характер, поскольку только при возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, владельцам и пользователям таких транспортных средств выдается специальное разрешение-пропуск, осуществление проезда без которого влечет применение меры государственного принуждения в виде привлечения к административной ответственности. При этом ни положения Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующие порядок использования автомобильных дорог на платной основе, ни положения, предусматривающие установление временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, ни какие-либо иные его положения не допускают установления органами местного самоуправления платы за проезд, подобной той, которая предусмотрена оспариваемым Положением.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, взимание обязательных платежей допустимо, только если оно санкционируется федеральным законодателем (постановления от 17 июля 1998 года № 22-П и от 28 февраля 2006 года № 2-П).
Следовательно, введение оспариваемым Положением возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам города Альметьевска общего пользования, представляет собой ограничение конституционного права частной собственности владельцев и пользователей указанных транспортных средств в форме взимания органами местного самоуправления обязательного платежа, не предусмотренного федеральным законодательством.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Данным конституционным предписаниям корреспондирует положение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающее, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности, никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Конституция Республики Татарстан также предусматривает, что в Республике Татарстан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 18, часть первая); собственность неприкосновенна; ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 19, часть первая); право частной собственности охраняется законом (статья 49); правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам и законам Республики Татарстан, подлежат отмене (статья 120).
Таким образом, пункты 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, не соответствуют Конституции Республики Татарстан, ее статьям 18 (часть первая), 19 (часть первая), 27 (часть первая), 49 и 58 (часть вторая).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 6, 63, частями первой и второй статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71, 73 и 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать Правила благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденные решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, и Положение о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденное постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691, в полном объеме не соответствующими Конституции Республики Татарстан, ее статье 24 (часть третья), поскольку они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
2. Признать пункты 1 и 2 Положения о движении по муниципальным автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного решением Совета Альметьевского муниципального района от 5 августа 2008 года № 265, не соответствующими Конституции Республики Татарстан, ее статьям 18 (часть первая), 19 (часть первая), 27 (часть первая), 49 и 58 (часть вторая).
3. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности положения абзаца шестнадцатого пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63, пунктов 1.1, 1.4, 1.5, 1.6 и таблицы № 2 Положения о компенсации материального вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 26 февраля 2009 года № 691.
4. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------