По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 04.09.2015 N 7-О "По жалобе гражданина а.Ф.Шигапова на нарушение его конституционных прав и свобод абзацами первым, вторым и пятым пункта 22 и подпунктом "б" пункта 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года N 3094, а также абзацами первым, вторым и пятым пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014 - 2015 годы" Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года N 289"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. № 7-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА А.Ф.ШИГАПОВА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД АБЗАЦАМИ ПЕРВЫМ, ВТОРЫМ
И ПЯТЫМ ПУНКТА 22 И ПОДПУНКТОМ "Б" ПУНКТА 23 ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В Г. КАЗАНИ"
НА 2014 - 2015 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА КАЗАНИ ОТ 9 ИЮНЯ 2014 ГОДА № 3094, А ТАКЖЕ АБЗАЦАМИ
ПЕРВЫМ, ВТОРЫМ И ПЯТЫМ ПУНКТА 21 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ
МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2015 ГОДЫ"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ
И УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 30 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА № 289

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.Р.Шакараева, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина А.Ф.Шигапова,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 11 июня 2015 года обратился гражданин А.Ф.Шигапов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод абзацами первым и пятым пункта 22 и подпунктом "б" пункта 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года № 3094 (далее также - Правила).
Оспариваемыми положениями пункта 22 Правил установлено, что:
- администрация района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани ежегодно в период с 1 августа до 1 сентября проводит проверку нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для участия в Целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014 - 2015 годы (далее также - Программа) (абзац первый);
- если в ходе ежегодной проверки или повторного определения нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности молодая семья не подтвердит нуждаемость в улучшении жилищных условий и платежеспособность для участия в Программе и (или) выявится одно из оснований для снятия молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе, администрация района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани в 30-дневный срок со дня окончания такой проверки или выявления соответствующих оснований принимает решение о снятии молодой семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе. Решение о снятии с учета молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе должно содержать основания снятия с такого учета. Решение о снятии с учета молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе выдается или направляется молодой семье, в отношении которой принято такое решение, в трехдневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня его принятия (абзац пятый).
Обжалуемый подпункт "б" пункта 23 Правил в качестве основания для снятия молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе предусматривает утрату одного из оснований, дающих молодой семье право на получение социальной выплаты, предусмотренных пунктом 5 Правил, в том числе достижение 36-летнего возраста одного из супругов либо одного родителя в неполной семье.
23 июня 2015 года от гражданина А.Ф.Шигапова поступило дополнение к жалобе, в котором он указывает, что его конституционные права и свободы были нарушены также абзацем вторым пункта 22 Правил, в соответствии с которым для подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности молодая семья до 1 августа представляет в администрацию района(-ов) Исполнительного комитета г. Казани документы, указанные в подпунктах "г" и "ж" пункта 14 Правил, а также в пунктах 3, 4, 11, 13 - 17 приложения № 5 к Правилам. Кроме того, заявитель указал, что обжалуемые им положения абзацев первого, второго и пятого пункта 22 Правил приняты на основании аналогичных по своему смыслу и содержанию абзацев первого, второго и пятого пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014 - 2015 годы" Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года № 289.
Как следует из содержания жалобы, дополнения к ней и приложенных к ним копий документов, семья заявителя в 2009 году подала документы для получения субсидии по Целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2008 - 2010 годы, утвержденной постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 18 июля 2007 года № 1788. На заседании комиссии администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по реализации жилищных программ для молодых семей 23 декабря 2009 года были приняты решения о признании семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Распоряжением Главы администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 11 января 2010 года № 1р семья А.Ф.Шигапова в составе трех человек была включена в список молодых семей - участников Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2008 - 2010 годы.
Однако распоряжением Главы администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15 августа 2013 года № 816ра на основании решения комиссии администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по реализации жилищных программ для молодых семей от 7 августа 2013 года семья заявителя в целях прохождения перерегистрации была исключена из списка молодых семей - участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в связи с превышением гражданином А.Ф.Шигаповым возраста 35 лет и обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы.
Решением Кировского районного суда города Казани от 23 декабря 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 27 марта 2014 года, распоряжение Главы администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15 августа 2013 года № 816ра было признано незаконным, а на Главу администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани была возложена обязанность восстановить семью заявителя в списке молодых семей - участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
На основании указанных судебных решений семья гражданина А.Ф.Шигапова была восстановлена в списке участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Вместе с тем в письме первого заместителя Главы администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани было указано, что постановление Исполнительного комитета города Казани от 12 декабря 2011 года № 8035 "О Целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2012 - 2015 годы" признано утратившим силу, и постановлением Исполнительного комитета города Казани от 9 июня 2014 года № 3094 утверждена Муниципальная программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2014 - 2015 годы. При этом с заявителя согласно пункту 22 Правил в целях подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий и платежеспособности были истребованы соответствующие документы.
По результатам рассмотрения представленных документов и на основании решения комиссии администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по реализации жилищных программ для молодых семей от 15 октября 2014 года распоряжением Главы администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета города Казани от 28 октября 2014 года № 1511р семья А.Ф.Шигапова была исключена из списка молодых семей - участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в связи с превышением обоими супругами возраста 35 лет, а также обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы.
По мнению гражданина А.Ф.Шигапова, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в целях реализации которых приняты оспариваемые им нормативные правовые акты, не предусматривают проведения ежегодной проверки нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий и ее платежеспособности, не предоставляют субъектам Российской Федерации полномочий по проведению данной ежегодной проверки с истребованием документов и не устанавливают возможности исключения граждан из числа участников подпрограммы. Снятие молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по достижении одним из супругов 36-летнего возраста также, по мнению заявителя, противоречит неоднократно выраженной позиции Верховного суда Республики Татарстан.
На основании изложенного гражданин А.Ф.Шигапов просит признать абзацы первый, второй и пятый пункта 22 и подпункт "б" пункта 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года № 3094, а также абзацы первый, второй и пятый пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014 - 2015 годы" Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года № 289, не соответствующими статьям 2, 13, 38 (части первая и третья), 55, 58 (часть вторая) и 60 Конституции Республики Татарстан.
2. Согласно статье 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан и части пятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденные постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года № 3094, соответствуют категории нормативных правовых актов, подведомственных Конституционному суду Республики Татарстан, и оспариваемые заявителем абзацы первый, второй и пятый пункта 22 указанных Правил могут быть рассмотрены на предмет их соответствия Конституции Республики Татарстан. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014 - 2015 годы" Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года № 289, также соответствуют категории нормативных правовых актов, подведомственных Конституционному суду Республики Татарстан, и абзацы первый, второй и пятый пункта 21 данных Правил могут быть рассмотрены на предмет их соответствия Конституции Республики Татарстан.
В соответствии с частью первой статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.
При этом статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" установлено, что жалоба на нарушение конституционных прав и свобод законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе. В этой связи приложенные к жалобе гражданина А.Ф.Шигапова копии писем из администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июля 2014 года, от 24 октября 2014 года и от 30 октября 2014 года могут рассматриваться как подтверждающие применение обжалуемых положений нормативных правовых актов при разрешении конкретного дела заявителя.
Тем самым жалоба гражданина А.Ф.Шигапова в части проверки конституционности абзацев первого, второго и пятого пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года № 3094, а также абзацев первого, второго и пятого пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014 - 2015 годы" Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года № 289, подведомственна Конституционному суду Республики Татарстан, исходит от надлежащего заявителя, соответствует критериям ее допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", и не содержит каких-либо оснований для отказа в принятии ее к рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан.
3. Оспариваемый заявителем подпункт "б" пункта 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года № 3094, устанавливает, что основанием для снятия молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе является утрата одного из оснований, дающих молодой семье право на получение социальной выплаты, предусмотренных пунктом 5 этих же Правил, в том числе достижение 36-летнего возраста одного из супругов либо одного родителя в неполной семье.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О).
Кроме того, поставленный заявителем вопрос о правомерности снятия молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и утраты права на получение социальной выплаты при достижении 36-летнего возраста одного из супругов либо одного родителя в неполной семье уже был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан. В определении от 15 июля 2013 года № 7-О Конституционный суд Республики Татарстан указал, что по своему содержанию и правовому смыслу положение о предельном возрасте в качестве необходимого условия для предоставления социальных выплат на приобретение жилья в рамках соответствующей муниципальной программы аналогично положению, закрепленному подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, согласно которому возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Из этого следует, что проверка конституционности оспариваемого заявителем нормативного положения фактически означала бы оценку указанной нормы федерального законодательства на ее соответствие Конституции Республики Татарстан, что в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
Таким образом, оспариваемое положение, устанавливающее ограничение по возрасту супругов в молодой семье, не содержит неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Татарстан, и в силу этого жалоба заявителя в данной части не может быть признана допустимой.
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 3, пунктом 1 части второй статьи 39, статьей 42, частями первой и второй статьи 45, пунктом 2 части первой статьи 46, частью первой статьи 51, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Принять к рассмотрению жалобу гражданина А.Ф.Шигапова в части, касающейся проверки конституционности абзацев первого, второго и пятого пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года № 3094, а также абзацев первого, второго и пятого пункта 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан на 2014 - 2015 годы" Государственной программы "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 апреля 2014 года № 289.
2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.Ф.Шигапова в части, касающейся проверки конституционности подпункта "б" пункта 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Казани" на 2014 - 2015 годы, утвержденных постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июня 2014 года № 3094, поскольку в этой части она не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
3. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. О принятом решении уведомить стороны - гражданина А.Ф.Шигапова, Кабинет Министров Республики Татарстан и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
5. Назначить судьей-докладчиком по данному делу судью Конституционного суда Республики Татарстан А.Р.Шакараева.
6. Дату рассмотрения настоящего дела Конституционным судом Республики Татарстан установить в порядке очередности слушания дел в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан.
7. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------