По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 02.07.2015 N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А.А.Косуровой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом "с" Перечня органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 210"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. № 5-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
А.А.КОСУРОВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПУНКТОМ "С" ПЕРЕЧНЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СССР, РСФСР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
СССР, РСФСР, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИХ
(УЧАСТВОВАВШИХ) В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(ВЕДОМСТВЕННЫХ) ФУНКЦИЙ, ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ
В ТРУДЕ КОТОРЫХ, УЧРЕЖДЕННЫЕ ЗА ЗАСЛУГИ И ДОСТИЖЕНИЯ
В ТРУДЕ, УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ "ВЕТЕРАН ТРУДА"
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 13 МАРТА 2012 ГОДА № 210

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.Ф.Гафиятуллина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки А.А.Косуровой,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 23 апреля 2015 года обратилась гражданка А.А.Косурова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом "с" Перечня органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка А.А.Косурова обратилась в отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе муниципального образования города Казани с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", так как у нее имеются необходимый для этого трудовой стаж, а также награды Центрального Комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (далее - ЦК ВЛКСМ) - знак "Ударник-73" и значок "Молодой передовик производства". Однако заявительнице было отказано в приеме документов на присвоение указанного звания, поскольку Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (далее - ВЛКСМ) был общественной организацией, не участвовавшей в осуществлении государственных (ведомственных) функций, а учрежденные им награды не являются основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Не согласившись с данным отказом, гражданка А.А.Косурова обратилась в Ново-Савиновский районный суд города Казани, который решением от 25 декабря 2014 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 12 марта 2015 года, отказал ей в удовлетворении исковых требований о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
По мнению заявительницы, признание ВЛКСМ общественной организацией, не участвовавшей в осуществлении государственных (ведомственных) функций, не является правомерным. В обоснование своей позиции она ссылается на положения Устава ВЛКСМ, принятого XIV съездом ВЛКСМ, согласно которым ВЛКСМ наряду с осуществлением иной деятельности участвует в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, пользуется правом законодательной инициативы в лице своих общесоюзного и республиканских органов.
Заявительница также указывает, что в соответствии с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года № 481, ветеранами труда могут стать лица, награжденные нагрудными знаками, знаками отличия "Победитель социалистического соревнования ... года" Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а также "Ударник ... пятилетки" Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ (пункт 3).
Как отмечает гражданка А.А.Косурова, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210 Перечень государственных органов и организаций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, не содержит такого органа, как ЦК ВЛКСМ. Подобная непоследовательность правового регулирования, по ее мнению, приводит к тому, что одни знаки отличия, выдаваемые ЦК ВЛКСМ, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда", а другие награды ЦК ВЛКСМ - знак "Ударник-73" и значок "Молодой передовик производства" - не включены в Перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденный приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года № 481.
На основании изложенного гражданка А.А.Косурова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт "с" Перечня органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210, не соответствующим статьям 13, 28, 29 (часть первая), 54 (части первая и вторая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. Во исполнение части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210, которым утверждены Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к Перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, а также Перечень органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений, организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Из содержания части 2 статьи 1 вышеуказанного Закона Республики Татарстан следует, что для отнесения наград центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде необходимо наличие двух, находящихся в неразрывном единстве, условий: во-первых, награды должны быть учреждены за заслуги и достижения в труде, а во-вторых, учредившие награды общественные объединения и организации должны участвовать в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Вопрос, касающийся отнесения к ведомственным знакам отличия в труде наград центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным судом Республики Татарстан в постановлении от 25 марта 2014 года № 58-П, установление условия об отнесении к ведомственным знакам отличия в труде наград центральных органов только тех общественных объединений и организаций, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, производно от публично-правовой природы отношений, связанных с присвоением звания "Ветеран труда", поскольку присвоение лицу данного звания влечет возникновение обязанности соответствующего государственного органа по предоставлению ветерану труда мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств бюджета. Тем самым установленное республиканским законодателем условие отнесения наград центральных органов общественных объединений и организаций к числу ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых для присвоения звания "Ветеран труда", не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку данное условие основано на учете объективно существующих различий между общественными объединениями и организациями, вносящими (вносившими) свой вклад в осуществление государственных (ведомственных) функций, и теми из них, которые не участвуют (не участвовали) в данной деятельности. При этом Конституционный суд Республики Татарстан указал, что правомочие на участие в осуществлении общественными объединениями и организациями государственных (ведомственных) функций должно быть закреплено не только в уставах этих общественных объединений и организаций, но и в нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти и определяющих статус соответствующих общественных объединений и организаций.
Данная правовая позиция, подтвержденная в определениях Конституционного суда Республики Татарстан от 8 апреля 2014 года № 8-О и от 21 мая 2015 года № 4-О, сохраняет свою силу.
Согласно оспариваемому заявительницей пункту "с" Перечня органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210, центральные органы общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующие (участвовавшие) в осуществлении отдельных государственных (ведомственных) функций, относятся к органам, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда". Тем самым обжалуемая норма в части отнесения наград центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде не устанавливает каких-либо дополнительных требований и, по сути, воспроизводит положение части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ "О Порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Вместе с тем во исполнение пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210 приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года № 481 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, включающий в себя в том числе награды центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении отдельных государственных (ведомственных) функций. При этом данный Перечень не является исчерпывающим и отсутствие в нем какой-либо награды не может быть единственным и достаточным основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку правоприменителю необходимо установить, участвовало ли общественное объединение и организация в осуществлении государственных (ведомственных) функций и учреждена ли награда за заслуги и достижения в труде.
Следовательно, оспариваемая норма не сужает круг лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", не препятствует отнесению наград центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы человека и гражданина и, тем самым, не содержит неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан. В связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданки А.А.Косуровой не является допустимой.
Разрешение же вопросов о том, участвовал ли ВЛКСМ в осуществлении государственных (ведомственных) функций, учреждены ли имеющиеся у заявительницы награды ЦК ВЛКСМ - знак "Ударник-73" и значок "Молодой передовик производства" - за заслуги и достижения в труде, равно как и оценка законности и обоснованности правоприменительных решений по ее делу, в том числе с точки зрения правильности применения правовых норм с учетом фактических обстоятельств, не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, частью первой статьи 46, частями первой и пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки А.А.Косуровой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом "с" Перечня органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210, поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой, а разрешение иных поставленных в ней вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке А.А.Косуровой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан


------------------------------------------------------------------