По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 20.10.2015 N 9-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.Ш.Галиуллиной на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 32 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" и статьей 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. № 9-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
Ф.Ш.ГАЛИУЛЛИНОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЕЙ 32 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 16 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА № 3-ЗРТ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" И СТАТЬЕЙ 29
КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г.Хуснутдинова, судей Р.Ф.Гафиятуллина, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А.Хамматовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Ф.Ш.Галиуллиной,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Ф.Ш.Галиуллина с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 32 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" и статьей 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе, которыми определяются периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка Ф.Ш.Галиуллина с 15 марта 1982 года по 20 октября 1989 года включительно работала на различных выборных должностях в органах Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (далее - ВЛКСМ) Казанского государственного педагогического института и в Бауманском районном комитете ВЛКСМ города Казани. В октябре 1989 года в порядке перевода она была принята на работу в Казанское педагогическое училище № 1 преподавателем. В октябре 2001 года заявительница поступила на государственную гражданскую службу Республики Татарстан (далее - государственная служба) на должность начальника отдела науки, высших и средних специальных учебных заведений Комитета по делам детей и молодежи Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в городе Казани. В январе 2006 года гражданка Ф.Ш.Галиуллина поступила на муниципальную службу в Республике Татарстан (далее - муниципальная служба) в муниципальное учреждение "Комитет по делам детей и молодежи Исполнительного комитета муниципального образования города Казани". С апреля 2014 года по настоящее время является государственным гражданским служащим Республики Татарстан и работает в должности начальника отдела развития среднего профессионального образования в Министерстве образования и науки Республики Татарстан.
Заявительница указывает, что до 31 августа 2007 года период ее работы в органах ВЛКСМ включался в стаж государственной и муниципальной службы и учитывался при выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет (далее - надбавка за выслугу лет), а также других льгот, предусмотренных законодательством о государственной и муниципальной службе. Однако приказом председателя Комитета по делам детей и молодежи Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 августа 2007 года данный период ее работы был исключен из стажа государственной и муниципальной службы. Гражданка Ф.Ш.Галиуллина отмечает, что в результате этого с 1 сентября 2007 года у нее уменьшилась надбавка за выслугу лет с 30 процентов до 20 процентов и сократилась продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. При этом, как она полагает, исключение из стажа государственной и муниципальной службы периода ее работы в органах ВЛКСМ может привести к неправомерному лишению ее права для назначения пенсии за выслугу лет.
В этой связи заявительница обратилась в суд с иском к данному муниципальному учреждению о включении в стаж государственной и муниципальной службы периода ее работы в органах ВЛКСМ. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Вахитовского района города Казани от 3 марта 2008 года, оставленным без изменения апелляционным определением Вахитовского районного суда города Казани от 27 мая 2008 года, в удовлетворении ее исковых требований было отказано.
Постановлением Президиума Верховного суда Республики Татарстан от 24 декабря 2008 года указанные судебные решения были отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд города Казани, который решением от 5 марта 2009 года удовлетворил ее исковые требования и обязал муниципальное учреждение "Комитет по делам детей и молодежи Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" включить в стаж государственной и муниципальной службы гражданки Ф.Ш.Галиуллиной период ее работы на выборных должностях в органах ВЛКСМ с 15 марта 1982 года по 20 октября 1989 года.
В последующем гражданка Ф.Ш.Галиуллина обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с вопросом о предварительном расчете стажа государственной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет. В ответе на ее обращение сообщалось, что период работы в органах ВЛКСМ в стаж государственной и муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не может быть включен.
Заявительница указывает, что как пунктом 8, подпунктами "а" и "б" пункта 9 части 1 статьи 32 обжалуемого Закона Республики Татарстан, так и пунктом 9, подпунктами "а" и "б" пункта 10 части 1 статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе установлено, что в стаж (общую продолжительность) государственной и муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе, в частности, должностей в профсоюзных органах, определенных данным Законом Республики Татарстан, а также должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в центральных, республиканских, областных и районных (городских) органах КПСС и иных должностей.
Тем самым, по мнению заявительницы, граждане, работавшие в органах ВЛКСМ, оказались в неравном положении перед законом в отличие от граждан, работавших в профессиональных союзах и Коммунистической партии Советского Союза, и это, соответственно, приводит к нарушению ее конституционных прав и свобод.
На основании изложенного заявительница просит Конституционный суд Республики Татарстан признать статью 32 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" и статью 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе не соответствующими статьям 27 (части первая и вторая), 29 (части первая и вторая), 47, 50 (часть первая), 54 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
2. Согласно части первой статьи 100 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.
При этом статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" установлено, что жалоба на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.
Статьей 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года № 125-ЗРТ) определены условия, при которых государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан, имеют право на пенсию за выслугу лет. Одним из таких условий, согласно части 3 данной статьи, является достижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо назначение страховой пенсии по старости досрочно или страховой пенсии по инвалидности. Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Аналогичное условие для установления муниципальным служащим пенсии за выслугу лет определено частью 3 статьи 28 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе (в редакции Закона Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года № 125-ЗРТ).
Из приложенных к жалобе документов следует, что заявительница не достигла возраста 55 лет и, следовательно, не соответствует условию, дающему право на пенсию за выслугу лет. Это означает, что положения статьи 32 обжалуемого Закона Республики Татарстан и статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе, определяющие периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной и муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, в конкретном деле заявительницы не применялись и не подлежат применению в настоящее время, поскольку действие оспариваемых положений в этой части распространяется только на государственных гражданских служащих Республики Татарстан и муниципальных служащих в Республике Татарстан, соответствующих условиям, установленным законодательством, одним из которых является достижение пенсионного возраста. Документов, подтверждающих наличие оснований для назначения страховой пенсии по старости досрочно или страховой пенсии по инвалидности, в материалах дела не представлено.
Таким образом, оспариваемые законодательные положения, связанные с назначением пенсии за выслугу лет, не затрагивают конституционных прав и свобод гражданки Ф.Ш.Галиуллиной, в связи с чем жалоба в этой части не отвечает критериям допустимости, установленным статьей 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", и на этом основании не может быть принята к рассмотрению Конституционным судом Республики Татарстан.
Относительно доводов заявительницы о неправомерности лишения ее надбавок за выслугу лет, а также других льгот, предусмотренных для государственных гражданских служащих Республики Татарстан и муниципальных служащих в Республике Татарстан, необходимо отметить следующее.
Как видно из представленных правоприменительных документов, свое конституционное право на судебную защиту гражданка Ф.Ш.Галиуллина реализовала в судах общей юрисдикции. По ее делу вынесено правоустанавливающее решение о включении в стаж государственной и муниципальной службы периода работы на выборных должностях в органах ВЛКСМ, на основании которого было возбуждено исполнительное производство в ее пользу. Тем самым право заявительницы на получение надбавок за выслугу лет, а также других льгот, предусмотренных законодательством о государственной и муниципальной службе, нельзя считать нарушенным.
В связи с тем, что оспариваемые положения, примененные в конкретном деле, не нарушают права и свободы заявительницы с учетом фактических обстоятельств, установленных в решениях судов общей юрисдикции, жалоба гражданки Ф.Ш.Галиуллиной в части неправомерности лишения ее надбавок за выслугу лет, а также других льгот, предусмотренных для государственных гражданских служащих Республики Татарстан и муниципальных служащих в Республике Татарстан, в соответствии с взаимосвязанными положениями пункта 2 части первой статьи 46 и пункта 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" также не является допустимой.
Проверка же законности и обоснованности судебных решений, равно как и оценка правомерности действий (бездействия) и решений должностных лиц правоприменительных органов, к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, определенной статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.Ш.Галиуллиной на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 32 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" и статьей 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а разрешение поставленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Ф.Ш.Галиуллиной и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------